Рабочая программа

Рабочая программа дисциплины
«Экскурсоведение»




Направление подготовки

034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»


Профиль подготовки

«Спортивно-оздоровительный туризм»


Квалификация (степень)

Бакалавр


Форма обучения

Очная



Томск
2012


1. Цели освоения дисциплины
Цель  преподавания курса «Экскурсоведение» в высших учебных заведениях вооружить будущих специалистов по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму пониманием ценности экскурсионной и просветительской работы в процессе туристской деятельности, как формой активной социально-культурной деятельности. Ознакомить студентов с основами и принципами организации различных экскурсий при проведении туристских мероприятий и рекреационного отдыха.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина ПВ.3 «Экскурсоведение» относится к вариативной части профиля « Спортивно-оздоровительный туризм». Преподавание дисциплины, согласно Учебному плану подготовки бакалавра по направлению  034600 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" осуществляется в 1-ом  семестре 1 курса.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часа).

Входные требования и дисциплины – прекурсоры.
Изучать данную дисциплину следует, опираясь на знания и навыки, приобретенные студентами в процессе освоения следующих дисциплин «Основы спортивно-оздоровительного туризма», «История», «Имиджелогия». Значимым так же является получение навыков работы с источниками информации в рамках  факультатива «Библиотековедение». Данные дисциплины являются прекурсорами дисциплины «Экскурсоведение».

Обеспечиваемые дисциплины (дисциплины – посткурсоры).
1.  Этика и эстетика
2. Страноведение с основами регионоведения
3. Теория и методика культурно-досуговой деятельности
4. Туристские формальности
5. Технологии детско-юношеского туризма 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
    «Экскурсоведение»
В процессе освоения данной дисциплины формируются следующие компетенции:
общекультурные
·         готов уважительно относиться, сохранять и преумножать историческое наследие и культурные традиции, толерантно воспринимать социально-культурные различия
(ОК-1);
·         способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
профессиональные

в педагогической деятельности):
·         способен формировать личность обучающихся в процессе рекреа­тивных форм занятий и спортивно-оздоровительным туризмом, краеведческой и экскурсионной деятельности использования других средств сохране­ния и увеличения физической дееспособности личности, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, к здоровому образу жизни (ПД-11);
·         готов к творчеству в профессиональной деятельности, способен формировать активную жизненную позицию и условия для социализации личности в процессе рекреационно-оздоровительной и туристской деятельности (ПД-14).

организационно-управленческая деятельность:
·         готов организовывать и проводить рекреационно-оздоровительные, физкультурно-массовые, туристские, краеведческие и спортивные мероприятия в учреждениях образовательного, культурно-досугового, санаторно-курортного, рекреационно-оздоровительного и туристско-краеведческого профиля (ОУ-7);
·         способен конструировать и продвигать туристско-оздоровительный продукт и циклы обслуживания туристов (ОУ-9);
·         способен конструировать циклы оздоровительно-рекреационного обслуживания различных социально-демографических групп населения и туристов (ОУ-10);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
·         Знать:
– требования к экскурсоводу, значение термина «краеведение», краеведческую и экскурсионную литературу;
– формы и методы работы по организации и проведению экскурсий;
       – памятные места региона; их расположение; сведения о них;
– психолого-возрастные особенности экскурсантов;
– методику исследований.

·         Уметь:
– составить паспорт экскурсионного объекта, памятника истории и культуры, схему расположения объекта;
–  составлять конспекты, тезисы, исторические справки;
–  ответить на поросы по теме экскурсии; провести экскурсию;
– обеспечить безопасность участников экскурсии.

·         Владеть
–  технологией организации новой  экскурсии;
– навыками проведения и организации экскурсионных туров.

4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Вид учебной работы
1 семестр
Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
     Аудиторные занятия (всего)
54
54
         В том числе:


            Лекции
18
18
            Практические занятия
24
24
           Лабораторные (проектирование)
12
12
     Самостоятельная работа
54
54
         В том числе:


             Самостоятельная проработка
             теоретических вопросов
42
42
               Работа над проектом
12
12
Вид итогового контроля
УО-4



















п/п

Раздел
дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)




лекции
семинары
Самостоят.
работа
1.
Основы экскурсионной деятельности.
Экскурсоведение как наука
1

2
2
6
2.
История экскурсионного дела в России и за рубежом
1

2
2
6
3.
Виды экскурсий. Классификации экскурсий
1

2
2
6
4.
Экскурсионная методика. Основная методическая документация и экскурсионные материалы
1

2
4
8
5.
Профессиональное мастерство экскурсовода
1

2
2
8
6.
Технология разработки экскурсии
1

2
4
8
7.
Методика проведения экскурсии. Показ в экскурсии
1

2
4
10
8.
Техника ведения экскурсии
1

2
2
6
9.
Основы экскурсионно-выставочной деятельности
1

2
2
6
10.
Практическая подготовка экскурсионной темы
1

0
12
12

Итого
108

18
36
54

Итоговая
аттестация








Формы контроля  усвоения дисциплины «Экскурсоведение»
Устный опрос: собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2), итоговый экзамен по дисциплине  (УО-4). Письменные работы: тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), курсовая работа (ПР-5). Технические средства контроля: программы компьютерного тестирования (ТС-1).

 Темы и содержание разделов модуля
Темы
Основное содержание

1.                   
Основы экскурсионной деятельности.
Экскурсоведение как наука
Научные определения экскурсии. Особенности экскурсии как формы освоения действительности. Признаки экскурсии. Сущность экскурсии. Место экскурсии в мировой культуре. Экскурсия в истории русской культуры. Экскурсия в современном обществе. Цели и задачи экскурсионной работы. Основные методические принципы, разработанные российской экскурсионной школой. Понятие экскурсоведения. Проблема досуга в современном обществе. Развлечение и просвещение. Экскурсия как составная часть туризма. Экскурсионная составляющая туров. Информационно-образовательный, развлекательный и эстетический аспекты экскурсии. Реализация информационного и эстетического потенциала экскурсии как формы досуга. Эстетическое воспитание на экскурсии. Роль и место экскурсии среди форм просветительной работы.
2.                   
История экскурсионного дела в России и за рубежом
Исторические этапы:
1850-е годы семейные традиции путешествий и экскурсионных дневников, экскурсии в природу, краеведческая связь экскурсии с педагогикой и психологией;
1920-е годы экскурсия как важное средство идеологической, партийной пропаганды, средство отдыха и развлечения;
1950-е годы Экскурсия как средство воспитания национальной гордости неотъемлемая часть агитационно-пропагандистской работы;
1980-90-е годы - Экскурсия как феномен прикладной культурологи, современные анимационные процессов экскурсионной деятельности.
Рекреационная основа экскурсоведения. Экологические и природоведческие экскурсии.
Основы современной методологии экскурсионного дела.
История экскурсионного дела за рубежом.

3.                   
Виды экскурсий. Классификации экскурсий
Критерии классификации экскурсий: по содержанию, по составу и количеству участников, по месту проведения, по форме проведения, по способу передвижения, по продолжительности.
Особенности обзорных и тематических экскурсий
Обзорная городская экскурсия. Тематические экскурсии (исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные).
Культурно-исторические экскурсии. Географические и природоведческие экскурсии. Экскурсионное обслуживание зарубежных гостей.
4.
Экскурсионная методика. Основная методическая документация и экскурсионные материалы
Методическая документация экскурсионной организации. Методическая разработка экскурсии (методические указания). Контрольный текст экскурсии. Каталоги экскурсионных объектов. Список литературы по теме. Индивидуальная методическая документация. Индивидуальный текст экскурсии. Конспекты и цитатники. «Портфель экскурсовода». Изобразительные материалы. Аудиоматериалы.
5.
Профессиональное мастерство экскурсовода
Составляющие экскурсоводческого мастерства. Умения и навыки экскурсовода. Речь экскурсовода. Внеречевые средства общения. Личностные качества экскурсовода. Знакомство с психодиагностическими методами профессиональной подготовки и проверки готовности к работе экскурсовода.
Требования к экскурсоводу. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации экскурсоводов. Групповое и индивидуальное повышение квалификации работников экскурсионного сервиса.
Основные черты личности. Задатки и способности. Характер и темперамент. Эмоции и формы их выражения. Самооценка и самоконтроль своей деятельности, достигнутых в работе результатов. Пути совершенствования профессионального мастерства.
Педагогическое мастерство экскурсовода. Экскурсия как специфическая форма общения. Развитие коммуникативных способностей экскурсовода. Психологические аспекты работы экскурсовода.
Культура и техника речи экскурсовода. Техника речи: темп, ритм, дыхание, голос, дикция. Культура речи. Образность языка. Исторические и литературные образы в речи. Приемы оживления речи. Значение жестов и мимики.
6.
Технология разработки экскурсии
Этапы подготовки экскурсии: определение цели и задачи экскурсии; выбор темы; отбор и изучение экскурсионных объектов; отбор литературы; ознакомление с экспозициями и фондами музеев; составление и утверждение маршрута экскурсии; объезд (обход) маршрута; подготовка текста экскурсии; комплектование "Портфеля экскурсовода"; разработка технологической карты экскурсии; проведение пробной экскурсии и ее утверждение.
7.
Методика проведения экскурсии. Показ в экскурсии
Показ в экскурсии: задачи, условия, виды и ступени показа. Особенности показа. Средства показа экскурсионных объектов. Виды жестов: иллюстративные, подчеркивающие, реконструктивные, побудительные, наглядные, эмоциональные. Недопустимые жесты.
Методические приемы показа
Прием предварительного осмотра. Экскурсионный анализ. Прием зрительной реконструкции. Прием локализации событий. Прием зрительного сравнения. Показ наглядных пособий. Показ объектов по ходу движения. Показ мемориальной доски.
8.
Техника ведения экскурсии
Знакомство экскурсовода с группой. Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов. Возвращение экскурсантов в автобус. Место экскурсовода. Техника проведения рассказа и показа при движении автобуса. Соблюдение времени в экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов. Паузы в экскурсии. Техника использования портфеля экскурсовода.
Протяженность и продолжительность различных видов экскурсий.
Понятия темы, сюжета и композиция экскурсии. Композиционные элементы экскурсии. Зрительный ряд. Тема и подтемы. Тематические блоки и опорные объекты. Введение и заключительная часть. Логические переходы и их роль в изложении экскурсионного материала. Паузы. Вариации экскурсионной темы.
Структура обзорной экскурсии. Структура политематической экскурсии. Структура комплексной экскурсии и путевой информации.
Экскурсия как методическое единство показа и рассказа. Сущность приемов показа и рассказа. Соотношение показа и рассказа в экскурсии.
9.
Основы экскурсионно-выставочной деятельности
Роль и место музеев в социокультурной сфере. Музеи и их место в структуре экскурсионно-выставочной деятельности. Проблемы музейной педагогики. Специфика детского и подросткового восприятия музейных экспозиций. Психология восприятия экспонатов фонда. Современные тенденции формирования экспозиций. Изменение роли музея в современном мире: отказ от традиций. Концепция Открытого музея.
Выставочная деятельность. Определения. Классификация выставок. Концепция выставочной деятельности в РФ. Цели экспозиционной деятельности фирмы. Цели посетителей выставки. Эффективность выставки. Организация участия в выставке.
10.
Практическая подготовка экскурсионной темы
Основные этапы разработки и освоения экскурсионной темы. Определение темы и формулировка названия экскурсии. Определение целей и задач конкретной экскурсии. Обусловленность целеполагания в различных видах экскурсий.
Методика отбора экскурсионного материала. Формирование зрительного ряда экскурсионной темы. Наглядность в экскурсии.
Описание экскурсионного объекта при подготовке экскурсии. Форматы описания объектов. Ведение каталогов и баз данных по экскурсионным объектам. Основные виды экскурсионных объектов.

5. Образовательные технологии
Для формирования  указанных компетенций в учебном процессе должны быть использованы  следующие виды образовательных технологий:


п/п

Раздел
дисциплины

Используемые образовательные технологии
1.
Основы экскурсионной деятельности.
Экскурсоведение как наука
Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента  в виде презентаций. Работа с компьютерными тестовыми программами в обучающем режиме. Семинарское занятие.
2.
История экскурсионного дела в России и за рубежом
Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента  в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. Посещение экскурсии в библиотеке ТГУ. Семинарское занятие.
3.
Виды экскурсий. Классификации экскурсий
Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента  в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. Выполнение практического задания, работа в команде. Коллоквиум.
4.
Экскурсионная методика. Основная методическая документация и экскурсионные материалы
Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента  в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. Семинарское занятие в формате круглого стола. Выполнение индивидуального задания.
5.
Профессиональное мастерство экскурсовода
Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента  в виде презентаций. Обучающий тренинг
6.
Технология разработки экскурсии
Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента  в виде презентаций. Коллоквиум. Выполнение группового задания.
7.
Методика проведения экскурсии. Показ в экскурсии
Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента  в виде презентаций. Командное проектирование. Семинарское занятие.
8.
Техника ведения экскурсии.
Лекционные занятия в активном диалоговом формате. Деловая игра. Семинарское занятие.
9.
Основы экскурсионно-выставочной деятельности
Лекционные занятия в активном диалоговом формате, Работа с компьютерными тестовыми программами в обучающем режиме. Мастер-класс.
10.
Практическая подготовка экскурсионной темы
Разработка и защита курсовых проектов. Проведение экскурсии в реальных условиях  перед группой экскурсантов.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

                                      Вопросы для самостоятельной работы
  1. Дайте научное определение экскурсии. В чем заключаются особенности экскурсии как формы освоения действительности?
  2. В чем состоит сущность экскурсии? Показ и рассказ в экскурсии и основные принципы их реализации.
  3. Экскурсия в истории русской культуры. Значение экскурсии в современном обществе.
  4. Назовите цели и задачи экскурсионной работы. Раскройте понятие экскурсоведение.
  5. В чем заключаются социокультурные функции экскурсии. Место экскурсионного сервиса в системе туризма, досуга и просвещения.
  6. В чем заключается проблема досуга в современном обществе?
  7. Раскройте экскурсионную составляющую туров.
  8. В чем состоят информационно-образовательный, развлекательный и эстетический аспекты экскурсии?
  9. Раскройте информационный и эстетический потенциалы экскурсии как формы досуга.
  10. Изложите сущность педагогических аспектов работы экскурсовода.
  11. Экскурсия как форма учебной работы в системе общего, специального и дополнительного образования. Раскройте просветительские задачи экскурсионной работы.
  12. Как классифицируются экскурсии по месту проведения, способам передвижения, тематике, составу участников и др.?
  13. Перечислите виды транспортных экскурсий и определите специфику каждой из них.
  14. Какая методическая документация необходима для работы экскурсионной организации?
  15. Что такое методическая разработка экскурсии? Для чего необходим контрольный текст экскурсии?
  16. Как составляются каталоги экскурсионных объектов? Для чего составляются конспекты и цитатники.
  17. Что входит в «Портфель экскурсовода»?
  18. Охарактеризуйте профессиональные требования к экскурсоводу.
  19. Какая система профессиональной подготовки и повышения квалификации экскурсоводов действует в настоящее время?
  20. Раскройте групповые и индивидуальные формы повышение квалификации работников экскурсионного сервиса. Какие пути совершенствования профессионального мастерства экскурсовода Вы знаете?
  21. Изложите основы техники безопасности на экскурсии.
  22. В чем заключаются организационно-технические особенности работы экскур­совода-сопровождающего?
  23. Раскройте методику и технику освоения экскурсионной темы  экскурсоводом.
  24. Как оценивается индивидуальная подготовленность к освоению конкретной тематики?
  25. Как осуществляется составление индивидуальных экскурсионных документов и отбор материала?
  26. В чем состоит подготовка экскурсовода к сдаче контрольных материалов и зачетной работе на маршруте?
  27. Что понимается под индивидуальной работой с экскурсионной информацией?
  28. В чем заключаются функции методического отдела экскурсионной организации и каковы основные направления его деятельности?
  29. Как осуществляется формирование экскурсионной тематики фирмы?
  30. Раскройте формы обучения и стажировки экскурсоводов. Каким образом контролируется качество работы экскурсоводов?
  31. Как организуется практическая работа с методической документацией и с экскурсионными материалами?
  32. Как используется культурное наследие в экскурсионной работе?
  33. . Раскройте проблему охраны культурной среды в экскурсионной работе.
  34. Что подразумевается под понятием природное наследие, его содержание и функции?
  35. Как используется природное наследие в экскурсионной работе?
  36. Какие особенности в организации и методике проведения географических и природоведческих экскурсий?
  37. Раскройте природоведческие и географические особенности обзорных экскурсий.
  38. Особенности работы с экскурсантами из стран ближнего и дальнего зарубежья.
  39. В чем заключаются методические особенности подачи экскурсионного материала для иностранных граждан?
  40. Раскройте особенности работы с переводчиком.
  41. Как составляется описание экскурсионного объекта при подготовке экскурсии?
  42. Раскройте методику ведения каталогов и баз данных по экскурсионным объектам.
  43. Как применяются исторические и литературные образы в речи экскурсовода?
  44. Раскройте значение жестов и мимики в работе экскурсовода.
  45. Раскройте понятия темы, сюжета и композиции экскурсии.
  46. Что такое логические переходы и их роль в изложении экскурсионного материала?
  47. Изложите структуру обзорной, комплексной экскурсий и путевой информации. В чем заключается сущность приемов показа и рассказа?
  48. Какие методические приемы показа существуют?
  49. Какие методики выбора конкретных приемов для раскрытия темы экскурсии применяются?
  50. Какие основные этапы разработки и освоения экскурсионной темы существуют?
  51. Раскройте методику отбора экскурсионного материала.
  52. Как осуществляется формирование зрительного ряда экскурсионной темы.
  53. Как разрабатывается экскурсионный маршрут?
  54. Опишите исторический, географический и тематический принципы организации экскурсионного материала.
  55. Что такое контрольный объезд маршрута?
  56. В чем заключается особенность пешеходной экскурсии в городской среде и на природе?
  57. Каковы требования к организационно-технической и методической составляющей транспортной экскурсии?
  58. Раскройте специфику работы экскурсовода на автобусной экскурсии.
  59. Изложите методические аспекты ведения экскурсии.

Вопросы для итогового контроля успеваемости
1.      Определение экскурсии.  Основные признаки экскурсии.
2.      Роль экскурсии в туриндустрии.
3.      Правовое регулирование туристско-экскурсионной деятельности.
4.      Цели и задачи экскурсии.
5.      Функции экскурсии.
6.      Экскурсионный метод познания.
7.      Виды и классификация экскурсий.
8.      Особенности проведения обзорной экскурсии.
9.      Исторические экскурсии.
10.  Архитектурно-градостроительные экскурсии.
11.  Литературные экскурсии.
12.  Искусствоведческие экскурсии.
13.  Производственные экскурсии.
14.  Природоведческие экскурсии.
15.  Музейные экскурсии.
16.  Музеи и их место в структуре экскурсионно-выставочной деятельности.
17.  Технология подготовки экскурсии. Основные этапы.
18.  Выбор объектов экскурсии и составление маршрута экскурсии.
19.  Структура индивидуального и контрольного текстов.
20.  Особенности комплектования «Портфеля экскурсовода».
21.  Методическая разработка экскурсии (Технологическая карта).
22.  Утверждение экскурсии. Анализ и оценка разработанной экскурсионной услуги.
23.  Показ в экскурсии.
24.  Методические приемы показа.
25.  Рассказ в экскурсии.
26.  Методические приемы рассказа.
27.  Сочетание показа и рассказа в экскурсии.
28.  Критерии дифференциации экскурсионных групп.
29.  Особенности экскурсионного обслуживания молодежных и детских групп.
30.  Специфика профессии экскурсовода. Мастерство экскурсовода.
Примерная тематика  итоговых проектов
1.      Деревянная архитектура города.
2.      Многоконфессиональный город.
3.      Вузы города.
4.      Экскурсия по Томскому государственному университету.
5.      Обзорная экскурсия по городу.
6.      История возникновения города.
7.      Театральная жизнь города.
8.      Любимые места отдыха жителей и гостей города.
9.      Предприятия города.
10.  Парки и сады города.
11.  Легенды и предания о городе.
12.  Природные ресурсы края.
13.  Научный потенциал города.
14.  Обычаи и традиции.
15.  Возможности экстремального и активного отдыха в области.
16.  Развитие музейного дела.
17.  История одной или нескольких улиц.
18.  Места жизни и творчества известных людей.
19.  Направления и стили в искусстве.




7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1.      Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 2005. – 192с.
2.      Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие./Г. П. Долженко. — М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005.—271 с.
3.      Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: ЦРИБ «Турист», 2004
4.      Егорова Н.Н., Погонина Е.В. Экскурсоведение: учебное пособие- Кемерово: КузГТУ, 2005.- 83 с.
5.      Кайманова Т.А. Экскурсоведение: учеб. пособие. – Пенза: ПГУ, 2007. – 185 с.
б) дополнительная литература:
1.      Методические рекомендации по подготовке новой экскурсии. - М.: ЦРИБ «Турист», 1986.
2.      Омельченко Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов: конспект лекций. - М., 1987.
3.      Культурология и экскурсоведение. Конспекты лекций /Сост. К. В. Кулаев. - М.: Советский спорт : РМАТ, 1998 - 106,[2] с.
4.      Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-73 « Об основах туристической деятельности в Российской Федерации (с изменениями от 10 января 2003г.)
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
              1. Туристская библиотека онлайн – Экскурсоведение- Электронный ресурс] — Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs31.htm -2010
              2. Экскурсоведение электронный учебник [Электронный ресурс]: — Режим доступа:http://www.iqlib.ru/book/preview/CEC3F97 - 2010
              3. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ -2010

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS