Показ в экскурсии

Показ — процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.
Показ на экскурсиях — многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход учеными-экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются.
Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).
Показ объекта — это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.
Показывать — значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность.
Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.
Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.


Каждый человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией музея или произведениями живописи в картинной галерее.

Созерцание                           Осмотр                           Показ

пассивное        внимательный взгляд                  осмотр объекта под
восприятие        на объект, без подсказки             руководством квали-
                          и руководства со стороны          фицированного спе-
                                                                            циалиста, проводится     
                                                                            по определенной методике
                             1.5. Схема наказа на экскурсии

Различие осмотра и показа состоит в том, что при осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе же он видит не только памятник, но при помощи экскурсовода различает разные стороны, части, внешние особенности объекта, принимает участие в их анализе.
Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:
1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;
2) показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);
3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;
4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;
5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события.
Условия для показа.
Эффектный показ экскурсионных объектов требует определенных условий. В понятия условия показа, входят:
а) правильно выбранные точки показа;
б) время, более выгодное для показа;
в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;
г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;
д) умения и навыки экскурсовода;
е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.
Существуют особые условия показа архитектурных объектов. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие памятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным. К памятнику нужно подойти с боку так, чтобы была видна его трехмерность (длина, высота, глубина). К храму Василия Блаженного, например, нельзя подходить утром солнечного дня с севера — со стороны Исторического музея. «Сильное освещение убьет трехмерность памятника, погасит его краски, сотрет линии, сделает его почти силуэтом»'. Чтобы почувствовать архитектурные особенности, ритм кругового движения храма Василия Блаженного, экскурсанты должны обходить его кругом и т. д.
Методика требует обеспечения последовательности при  осуществлении показа на экскурсии.

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта
1. Экскурсовод определяет, что                                                          Определение     
за предмет (объект) показывается
экскурсантам
2. Экскурсовод объясняет, что собой                                Характеристика
представляет объект (характеризует,
описывает объект)
3. Экскурсовод говорит                                                       Цель создания
о назначении объекта
4. Экскурсовод рассматривает                                        Экскурсионный
отдельные части объекта                                            анализ, сравнение
5. Экскурсовод называет автора                                      Справка
памятника, архитектора здания
6. Экскурсовод рассказывает                                   Оценка исторического
о событии, связанном с объектом,                              события
его значении

СТУПЕНИ ПОКАЗА

Первая            -    Общий взгляд экскурсантов        - Происходит
Ступень               на объект после слов экс-               усвоение облика
                              курсовода: «Перед вами                 объекта
                            «Медный всадник»

Вторая              -   Более детальный осмотр               - Усваиваются 
ступень             экскурсантами памятника                   особенности
                           после рассказа о событиях                  объекта

Третья              - Повторный осмотр объекта            - Усваиваются
ступень              (наблюдение) при его                         отдельные части
                            анализе экскурсоводом                     и детали объекта
 
Четвертая         - Самостоятельное наблюде-           - Происходит запо-
ступень              ние объекта экскурсантами.             инание объекта 
                            Запоминаются обстановка                и места его рас-
                            и место действия                                положения

Пятая               - Обобщение увиденного и              - Делаются выводы
ступень             услышанного от экскурсо-               по подтеме
                           вода
Шестая             - Заключительный взгляд               - Экскурсия убеж-
ступень                 экскурсантов на объект             дается в правильности
                                                                                   своего представле-
                                                                                    ния об объекте

Использование ступеней в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит к обобщениям и выводам. Но не на всех экскурсиях можно проводить показ, поднимаясь по названным ступеням. Например, имеет особенности показ объектов, находящихся в отдалении от экскурсантов, на горизонте.
Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: а) активные действия руководителя (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; б) активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).
ВИДЫ ПОКАЗА

Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:
1) на ходу автобуса из окон при скорости 50 — 60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;
2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;
3) наблюдение объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;
4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта.

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.
Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.
Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последовательностью.
Главенствующее значение показа. Без показа не может быть экскурсии. Показ первичен и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ. Для большинства экскурсий объекты являются единственным доказательством, зрительным аргументом выдвинутых экскурсоводом положений.
Определяющая роль показа. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу. Это привело к рождению формулы: «от показа к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Они служат стимулом к началу рассказа. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествует показу.
Сюжетность показа. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии более сложен, чем в произведении изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий, показ хода исторического события, жизни и деятельности мастера культуры, государственного деятеля. В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, которая объединяет элементы показа и рассказа. Обычно памятник культуры, усадьба, историческое место являются объектом показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.
Парадоксальность показа состоит в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что перед ним находится в данный момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше, чем он увидел бы при осмотре объекта самостоятельно. Данный парадокс представляет собой формально-логическое противоречие, которое состоит в том, что человек «видит» объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения. Например, он мысленно представляет не только лицевую стену здания, но и то, что находится за этой стеной, внутри здания. На основании образного рассказа экскурсовода перед его мысленным взором возникает кабинет писателя, гостиная наполняется людьми. При осмотре поля Бородинского сражения экскурсанты, получив информацию об историческом событии, «видят» русских и французских воинов — участников сражения и др.
Результат экскурсии в значительной мере определяется умением экскурсовода показать объект, используя преимущества наглядности. Выделяют три уровня показа: предварительный обзор (ориентировку экскурсантов в пространстве); выделение объекта из совокупности других объектов; детальное наблюдение объекта.
Выводы.
Всякая экскурсия ставит своей задачей — продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительной работы.
Большое значение для успеха экскурсии имеет ее зрительный ряд. Он должен быть построен таким образом, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта поставленная тема. К сожалению, это редко получается. Причины: недостает объектов, многие объекты не несут необходимой информации, далеко не все экскурсоводы умеют использовать объект в системе доказательств. Поэтому на помощь показу приходит рассказ, на который возлагается задача восполнить пробелы зрительного ряда.
Итак, к разработке любой темы следует приступать только при наличии необходимого количества объектов; показ объектов должен быть методически подготовлен; следует овладеть методическими приемами и навыками их использования.

Материалы  учебного пособия:    Емельянов Б. В. Экскурсоведение

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий