Ведение в экскурсоведение

К концу 70-х годов определились три основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика.
Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение.

Для работников туристско-экскурсионной отрасли экскурсионная теория — это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.

Экскурсионная теория — это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.

С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение.
Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией


Опираясь на современные международные требования к экскурсионному обслуживанию, цель данного курса:
  • Теоретическое освоение курса -предполагается овладение профессиональной терминологией, знание этапов подготовки экскурсии и методики ее проведения.
  • Практическое освоение курса -предполагается приобретение навыков разработки экскурсий и их проведения.
Бурное развитие экскурсионных туров началось во второй половине XX столетия и связано с экономическими, транспортными, социально-политическими тенденциями развития.
Термин «экскурсия» происходит от латинского слова «excursio» - поездка.

Можно проследить трансформацию определения экскурсии по мере расширения задач и углубления ее содержания:

1882 г. В.Даль
«Э.- проходка, прогулка,выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.»

1940 г. Толковый словарь рус. яз.
(Л.Н. Ушаков)
«Э.- коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью»

1978 г. Большой Советская Энциклопедия
«Э.- это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятников культуры, музеев, предприятий, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится под руководством специалиста-экскурсовода».

Таким образом, экскурсия, бывшая первоначально прогулкой или поездкой с учебно-научной целью, превращается в настоящее время в одну из форм познания окружающего мира, приобщающую человека к сокровищам культуры и искусства, способствующую расширению коммуникативных связей и обогащающую эмоционально-образный мир экскурсантов непосредственными, яркими впечатлениями от встречи с достопримечательностями в их естественной обстановке или в хранилищах коллекций.


Можно сказать, что экскурсия - основа туризма, суть всего путешествия.

Э. - туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных и других познавательных потребностей туриста или экскурсанта.
Э. - представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Экскурсант - временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта, территории или другой страны, независимо от гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее 24 часов.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ комментарием, пояснениями, историческими справками.

Функции экскурсии

n  Функция научной пропаганды;
n  Функция информации;
n  Функция организации культурного досуга;
n  Функция расширения культурного кругозора;
n  Функция формирования интересов человека.


Признаки экскурсии

n  Протяженность по времени (45мин-24ч.)
n  Наличие экскурсантов
n  Наличие экскурсовода
n  Наглядность, показ экскурсионных объектов на месте их расположения
n  Передвижение по заранее составленному маршруту
n  Целенаправленность показа объектов, наличие темы
n  Активная деятельность участников

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выпол­няя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жиз­нью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выра­жают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. во взаимной связи друг с другом.

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу зна­ний: о достижениях исторической науки, медицины, био­логии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях
в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важ­ных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтвержда­ется показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвер­жденный текст. Не следует дополнять содержание тематиче­ской экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрез­вычайной важности.

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая оста­ется в распоряжении человека после рабочего дня. Это сво­бодное время в пределах суток, недели, года человек затра­чивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производ­ства, любительские занятия, общение с друзьями.
Экскурсию относят к той группе занятий, которая опре­деляется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовле­творение и формирование духовных потребностей человека

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, эконо­мики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскур­сантов, помогает им увидеть то, что они знали по письмен­ным источникам, из школьных программ, из лекций.

Функция формирования интересов человека. Задача экс­курсии — сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литера­турной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскур­сий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится нача­лом работы по самообразованию.

Основной признак экскурсии — высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пеше­ходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязатель­ны для любой экскурсии.

Материалы  учебного пособия:    Емельянов Б. В. Экскурсоведение

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий