К концу 70-х годов определились три основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика.
Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение.
Для работников туристско-экскурсионной отрасли экскурсионная теория — это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.
Экскурсионная теория — это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.
С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение.
Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией
Опираясь на современные международные требования к экскурсионному обслуживанию, цель данного курса:
- Теоретическое освоение курса -предполагается овладение профессиональной терминологией, знание этапов подготовки экскурсии и методики ее проведения.
- Практическое освоение курса -предполагается приобретение навыков разработки экскурсий и их проведения.
Бурное развитие экскурсионных туров началось во второй половине XX столетия и связано с экономическими, транспортными, социально-политическими тенденциями развития.
Термин «экскурсия» происходит от латинского слова «excursio» - поездка.
Можно проследить трансформацию определения экскурсии по мере расширения задач и углубления ее содержания:
«Э.- проходка, прогулка,выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.»
(Л.Н. Ушаков)
«Э.- коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью»
«Э.- это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятников культуры, музеев, предприятий, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится под руководством специалиста-экскурсовода».
Таким образом, экскурсия, бывшая первоначально прогулкой или поездкой с учебно-научной целью, превращается в настоящее время в одну из форм познания окружающего мира, приобщающую человека к сокровищам культуры и искусства, способствующую расширению коммуникативных связей и обогащающую эмоционально-образный мир экскурсантов непосредственными, яркими впечатлениями от встречи с достопримечательностями в их естественной обстановке или в хранилищах коллекций.
Можно сказать, что экскурсия - основа туризма, суть всего путешествия.
Э. - туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных и других познавательных потребностей туриста или экскурсанта.
Э. - представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
Экскурсант - временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта, территории или другой страны, независимо от гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее 24 часов.
Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ комментарием, пояснениями, историческими справками.
Функции экскурсии
n Функция научной пропаганды;
n Функция информации;
n Функция организации культурного досуга;
n Функция расширения культурного кругозора;
n Функция формирования интересов человека.
Признаки экскурсии
n Протяженность по времени (45мин-24ч.)
n Наличие экскурсантов
n Наличие экскурсовода
n Наглядность, показ экскурсионных объектов на месте их расположения
n Передвижение по заранее составленному маршруту
n Целенаправленность показа объектов, наличие темы
n Активная деятельность участников
Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. во взаимной связи друг с другом.
Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях
в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.
Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.
Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека
Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.
Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии — сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.
Основной признак экскурсии — высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.
Материалы
учебного пособия: Емельянов Б. В. Экскурсоведение
0 коммент.:
Отправить комментарий